Из воспоминаний

Воспоминания об Архимандрите Амвросии

Из воспоминаний протоиерея Богдана Гайдука.

По Божьему промыслу и Его Великой Милости, Милосердный Господь и меня многогрешного и недостойного привёл, чтобы воздать последние почести, провести в последний Путь и по молитвам прозорливого Старца-Архимандрита Амвросия, и по его молитвам учиться жить, служить по-монашески и управлять 15- монахинями, которых тайно постриг Архимандрит Амвросий.

В 1976г, епископом Смоленским и Вяземским Феодосием (Процюком) я был рукоположен в диакона, а через неделю Владыка Феодосий зашёл в Собор, постоял во время моего служения и передал мне зайти на приём к нему. На приёме Владыка сказал: «Готовься, я буду рукополагать тебя в священники». Обычно после рукоположения священники несут сорокоуст (40 дней служат в Епархии), а меня через две недели опять вызвал Владыка в кабинет и объявил: «Готовься — пойдёшь на приход на нём будешь недолго, так как ты поповский сын, то я дам тебе такой приход, чтобы ты не задирал носа и понял, что такое священство». Так, по благословению Епископа Феодосия, я попал в Мигновичи, Монастырщинского района.

Там я, действительно, прослужил недолго. Всего шесть месяцев.

Поскольку я знал, что буду на этом приходе не долго, то меня интересовали другие приходы.

Приезжая в Епархию, и встречаясь с приходскими священниками, я расспрашивал у них о приходах.

В это время в с. Уварово, Ельнинского р-на, лежал Архимандрит Амвросий, который болел только физическими болезнями, которые приковали его к постели, но Духом был бодр и усердно молился. Господь за Его Святые молитвы даровал Ему не только Дух бодрости, но и прозрение. Он лежал на одре болезни, а Духом Божиим видел и чувствовал какие горе, пастыри приезжали служить. Владыка Феодосий был очень ревнивый и строгий, как только кто-то на приходе провинился, он сразу отправлял на Уварово.

Когда эти батюшки служили в Алтаре, Архимандрит Амвросий обличал их, и старосте храма Монахине Платониде говорил: «гони их, это черные батюшки, они не достойны   стоять у ПРЕСТОЛА БОЖИЕГО».

Впоследствии, одних священников Владыка отправил в запрет, другие умерли преждевременно, а некоторые сами уехали. Встречаясь с ними, я слышал всякие поношения на о. Амвросия и этого прихода, честно говоря, я побаивался. Но когда не было проказников, то туда посылали отца Виктора Кулагина, которого я очень почитал. Ведь отец Амвросий пролежал 10-ть месяцев, а Виктор Кулагин всю жизнь прослужил псаломщиком и в старости принял священный сан. Он очень тепло отзывался об Архимандрите. Говорил, что отец Амвросий приглашал его к себе, благословляя старосте угощать его, и они подолгу общались. «Батюшка Амвросий очень Благочестивый» — говорил о. Виктор.

После о. Виктора ещё некоторое время ездили другие батюшки. Отцу Амвросию становилось хуже, и матушки предлагали ему Пособороваться и Причаститься, но Он и слушать не хотел и отвечал им: Скоро приедет мой батюшка, белый батюшка, и он всё сделает.

Они, конечно, ждали старенького батюшку с белой бородой.

А тут Владыка Феодосий вызывает меня на приём и благословляет собирать вещи и переезжать на Уварово. Мне было тогда 21 год. Ещё тогда, да и долгое время, у меня не росла борода, но волосы были длинные.

Я, конечно, был в растерянности и даже не представлял себе, как я могу в таком возрасте принять на себя такую ответственность (служить на Архимандричем приходе).  Владыка Феодосий не хотел даже слушать моих оправданий, а только заверял, что я со всем справлюсь. Получив Указ и Благословение, мы с беременной матушкой отправились на электричку до станции Коробец. В городе Ельня к нам подсела Осипенкова Галина, которой позвонили и благословили нас сопровождать. В Коробце нас встретили на лошади (тогда было страшное бездорожье и почту доставляли лошадью). Они забрали наши вещи, а мы пошли через лес на прямую (7 км). Это было 7 мая 1977 года.

Пришли мы и сели возле сторожки, где жил батюшка Амвросий, а две старенькие монахини, Матушка Платонида (староста) и матушка Иннокентия, готовили еду и ухаживали за отцом Амвросием.

Окон с нашей стороны не было, но Господь открыл Отцу Амвросию духовные глаза и Он, уже шёпотом говорящий, сказал: «Наш батюшка приехал. Быстро иди встречай». Я был без рясы, так как дорога была очень грязная. Матушка Платонида вышла, чуть открыла коридор и ушла назад. Батюшке доложила: «Нет там никакого батюшки. Там сидит Галина и какой-то мальчик с девчонкой». Батюшка, хоть еле говорил, но на старосту заругался: «На поклоны поставлю. Это наш, белый батюшка! Быстро встречай».

Она вышла, встала на пороге и с недоверием стала меня спрашивать: «Вы, что, батюшка?» Я ей: «Да. Батюшка». А она: «Ну, благословите, если Вы батюшка».  Я стал проситься к отцу Амвросию, а она стоит на пороге, чтобы я не прошёл и заявляет мне: «Он вас не примет. Здесь не такие батюшки приезжали, и Он к себе не допускал». Я взял её аккуратненько за плечо через голову и развернул её с порога на землю. Сам, с Галиной и своей матушкой, пошли к батюшке. К нам прибежала обиженная староста, но увидев, что батюшка со мною приветствуется, как священник со священником, быстренько успокоилась и ничего не сказала.

Архимандрит Амвросий сразу стал проситься Пособороваться, а Причащаться если Господь сподобит, то буду завтра, а то сегодня я уже поел.

Кормили Его уже с чайной ложечки.  Я сказал, что скоро привезут мои вещи и я Его Пособорую. Он мне ответил: «Я с Вами рассчитаюсь».  Я Ему сказал: «Не переживайте. Даст Бог, Вы ещё подниметесь, и будем вместе служить». У Него из глаза выкатилась большая слеза, и ничего Он не ответил.

Я Его Пособоровал и немного Ему стало легче. Ночью ему стало хуже, меня разбудили, и я Его Причастил. Я забыл оставить ключи от церковного дома в Мигновичах, и мне с матушкой пришлось уехать

Три раза спрашивал отец Амвросий: «Не приехал наш батюшка». И отошёл ко Господу. Я приехал и сообщил в Епархию. В помощь для облачения прислали отца Василия Костина. Вдвоём мы облачили Архимандрита Амвросия, на похороны приезжал Владыка Феодосий.

Два месяца матушки меня не признавали. Под благословение ходили на могилку к Архимандриту Амвросию. Потом Он им очень строго приснился, и они начали меня тоже уважать и понимать.

Поначалу мне было очень тяжело и духовно, и физически. Люди заказывали молебны каждый своему святому, и каждую службу было 29-30 молебнов, а по праздникам и больше. Молебны служились дольше, чем Божественная Литургия. Служилось медленно, и начиналась служба с Утренних молитв в 9.00 утра, а заканчивалась 17-18 часом. Поначалу я приходил домой словно пьяный. Голова кружилась, но я не сдавался и часто ходил, и служил панихиды на могилке. По Святым молитвам Батюшки Амвросия я быстро втянулся и до сих пор служу по Его уставу и Благословению.

Уповая на милосердие Божие, я верю, что: «ПАМЯТЬ ПРАВЕДНИКАМ В РОД»

Да Хранит милосердие Божие всех помнящих и хранящих уже 40 лет память о дорогом нашем Старце.

Ибо: «ГОСПОДЬ, КРЕПОСТЬ ЛЮДЯМ СВОИМ ДАСТ. ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИТ ЛЮДИ СВОЯ МИРОМ».

Дай Бог, чтобы мы все не искали того, чего ищут язычники, а искали Бога, жили по Божьи и искали спасенья своих Душ, а всё остальное приложится нам.

Молитвенно всегда с Вами пребывающий – многогрешный протоиерей Богдан Гайдук, г. Сычёвка, Вяземской Епархии, Смоленской Митрополии. Храм Святителя Николая, марта 28 2017 года.

Из воспоминаний чтеца Валентина Назаренко

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искушать вас, и будете иметь скорбь. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (0ткр.2,10).

 

 

Не без Промысла Божия, ибо у Господа нет ничего случайного, выпал славный жребий исповедника Христова на долю архимандрита Амвросия.

Он прошел огненное земное испытание — ссылки и страшные лагеря. Эти тяготы и неведомые подвиги батюшка перенес с великим смирением, терпением и благодарностью Богу за все. Он томился в темнице за Святое Православие!

Святой апостол Петр утешает страдальцев и говорит: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр.4,13).

Живая сердечная вера в Бога и большая любовь к Святой Православной Церкви помогла батюшке пережить и выжить в годы страшных гонений.

Батюшка пережил в жизни много скорбей, был молчалив и сосредоточен в молитве и не любил, когда ему задавали много вопросов…                                                               *

В повседневной жизни он был аккуратен, чистоплотен и очень трудолюбив. Любил сам заниматься огородом, где выращивал вкусные овощи.

Когда у него было время, прекрасно готовил и с любовью принимал и кормил людей, которые в большие праздники издалека приходили в Церковь.

Когда батюшка был назначен совершать богослужения в Уварово, местный летний храм был в страшном запустении. Благодаря организаторским способностям отца Амвросия и помощи многих Ельнинских верующих и особенно плотника Антоненкова Петра Яковлевича, его сына Александра, резчика по дереву Симутенкова Петра Леонтьевича и его сына Владимира, храм стал возрождаться. Несмотря на свой возраст и болезнь, сам батюшка и Ефросинья Ивановна Лазарева принялись штукатурить храм, стоя на лесах. Мы с матушками подносили и подавали раствор. Так, стараниями, молитвами и благословением постепенно был восстановлен весь летний храм.

Мне особенно хотелось бы упомянуть о блаженной подвижнице Анастасии Андреевне Филимоненковой из Ленинграда, уроженке деревни Мутище. Обладая большой любовью к Храму Божьему и почтением к архимандриту Амвросию, она на протяжении нескольких лет привозила в дар святые иконы и богослужебные книги, которые украсили Храм.

А какие совершались келейные монашеские правила! Отец Амвросий был в подряснике,  мантии, епитрахиле и поручах. Молились, пели и читали матушки и другие пришедшие верующие. Эти правила совершались в сторожке, которой, к большому сожалению, теперь уже нет.

Сколько духовной радости, восторга и умиления получали люди от этой молитвы!

Батюшка любил монашество, где тайно совершал постриги, восполнял число монашествующих — необходимых миру молитвенников. В Уварове был настоящий тайный монастырь, где молитва, как кадильный фимиам, поднималась ввысь к небу…

Люди чувствовали духовную силу батюшки и шли к нему за окормлением. Человек получал Божественную благодать, находясь рядом с отцом Амвросием, даже когда тот молчал и не изрекал ни слова.

Батюшка обладал большим жизненным опытом, священническим достоинством и благородством. Я никогда не видел его раздраженным. Как легко было исповедоваться у отца Амвросия. Под его епитрахиль склонялись многие люди, где батюшка милостиво, с любовью принимал откровенные и слезные исповеди…

Батюшка обладал большой любовью. Как сказал один подвижник: «Любовь превыше науки, пребольше ума. Любовь дает больше, чем может дать разумение. Любовь проникает туда, куда наука не проникает».

Он очень любил молиться и своей живой верой в Бога зажигал и согревал сердца людей. Он пламенно молился, это чувствовали все те, кто с ним был рядом в этот момент.

Мне часто вспоминаются вечерние зимние богослужения. Зимний храм. Полумрак. Мерцают одни лампады. Горит печка, где потрескивают дрова. В алтаре перед престолом Божиим стоит отец Амвросий, а на клиросе поют и читают матушки. Служба совершается с благоговением, без спешки — на одном дыхании. Сколько молитв и слез было пролито верующими людьми в то безбожное время страшных гонений.

Особое впечатление производило на меня, когда батюшка облачался перед проскомидией. На каждую священническую одежду он произносил вслух молитву, но как-то особенно, смиренным сердцем и проникновенно.

Проскомидию он совершал с большим благоговением, в полголоса с живой верою в происходящее.

Божественную литургию батюшка совершал с великим страхом и трепетом, будто в тот момент преображалась и ликовала его душа. Это исходило из сокровенных глубин его многострадальной души, когда он со слезами на глазах и надрывом в голосе, когда комок становился в горле, возносил молитву, как фимиам пред престолом Божиим.

Когда входишь в церковную ограду храма в Уварове, то сразу чувствуешь необыкновенную духовную атмосферу. Все здесь напоминает о небе и вечности.

Здесь, в церковной ограде, от каждой могилки человек получает духовную помощь и великое утешение.

Пусть же милостивый Бог наш, Судия живых и мертвых, сотворит приснопамятному архимандриту Амвросию и всем на кладбище сем погребенным от века и до дне скончавшимся, вечную жизнь со Христом в Царствии Небесном!

Упокой Господи души усопших раб Твоих, приснопамятного архимандрита Амвросия и всех на кладбище сем погребенных, от века и до дне скончавшихся и святыми их молитвами прости наша согрешения!

Пасха

Христова

2017 год.

 

 

 

Из воспоминаний Борисенковой Валентины Даниловны.

 

Батюшка Амвросий рассказывал о том, что, когда был в лагере, то, как и все заключенные, получал махорку. Он обменивал ее на кусочек сахара, который съедал, припивая кипятком, тем и выжил.

Далее Валентина Даниловна вспоминает о том, что после совершения утреннего правила, батюшка Амвросий уже в 8 часов был в храме, служба шла до 14 часов.

Однажды они с матерью после службы спешили к поезду, очень боялись опоздать. И, действительно, увидели, что поезд уже тронулся, но вдруг остановился, они подбежали, а проводник сказал, что ждали именно их. Валентина Даниловна считает, что это батюшка за них молился.

Один раз Виктор, её брат, не послушал мать и уехал в ночь к батюшке. В Коробце вышел из поезда и пошел пешком в Уварово, но заблудился, испугался. И вдруг увидел старичка, который показал ему дорогу и дальше ему показывали дорогу светлячки.  Придя к батюшке, он плакал, когда спросили, как он дошел, он показал на икону Николая Чудотворца, того самого старичка, который указал ему путь.

 

Из воспоминаний Желтковой Валентины Васильевны.

Батюшка был очень отзывчивым, доброжелательным, откликался на просьбы, всех привечал, угощал. Когда у Валентины заболел поросенок, она побежала к батюшке. Батюшка взял банку с водой, поставил перед иконой, помолился, и все обошлось. К нему   шли с различными нуждами и находили утешение.

 

Из воспоминаний Степиной Веры Платоновны.

Вера Платоновна вспоминает, что однажды после службы, она зашла в сторожку, в которой когда — то жил батюшка Амвросий. На столе увидела фотографию батюшки, чтобы она не пылилась, взяла ее с собой.

Из Уварово ехали на грузовике, она стояла около борта и держалась за него, но почему — то отодвинулась, а через несколько секунд борт открылся. Если бы не отодвинулась, то упала бы прямо под колеса грузовика. Достала из кармана фотографию и благодарила батюшку за то, что уберег ее.

Из воспоминаний Рыжичкиной Елены Ивановны.

 

Елена Ивановна вспоминает о том, что, когда были детьми, играли около храма, зимой катались с горки. Батюшка выходил, приглашал к себе, открывал посылку и раздавал им конфеты, апельсины, которые ему присылали.

Из воспоминаний Горшковой Александры Николаевны.

 

Батюшка Амвросий очень любил детей. Приглашая к себе, говорил, что у него кошка лапой ест. Дети приходили к батюшке, а там кошка обмакивала лапку в миску и облизывала ее, а он говорил: вот видите, ест лапкой. У него постоянно были дети.  Он с ними беседовал, угощал   сладостями.

К батюшке приезжало много людей. Когда батюшка уже болел, к нему приехала женщина из Калуги, очень плакала и горевала. Батюшка сказал, чтобы она приезжала на его могилку и рассказывала о своих нуждах, и она неоднократно приезжала. Далее Александра Николаевна вспоминает, что батюшка очень любил цветы, особенно ландыши. На территории много было цветов, за которыми ухаживала   Осипенкова Галина Ивановна.

 

Из воспоминаний матушки Веры Синячкиной

(ей рассказывали люди, знавшие батюшку).

Батюшка не благословил Анастасию Минаеву уезжать из Уварово и указал, где строиться, но она не послушала и уехала в Ельню. Но жизнь выдалась трудной, и она очень переживала, что нарушила наказ батюшки Амвросия

Монахини Платонида и Иннокентия соблюдали строго пост и перед причастием не ужинали. Батюшка благословил их поужинать, но они не стали. На следующий день они настолько ослабли, что с трудом отстояли службу, но причастились, однако, они поняли, что нельзя нарушать благословение батюшки.

Монахини рассказывали, что батюшка говорил Тане (девочке, приезжающей к родственникам) о том, что   их гробики будут стоять рядом. Они не могли понять, почему батюшка так говорит, но 10 мая   вечером, когда гнали коров, за озером нашли Таню, над которой надругался мужчина 9 мая и убил её. Через 3 дня умер батюшка. Так, действительно, два «гробика» оказались рядом.

 

 

Из воспоминаний Анисимова Владимира Ивановича.

Владимир Иванович помнит, как с мамой приезжали на поезде в Коробец и шли пешком в Уварово, были на службе, затем батюшка Амвросий приглашал всех на трапезу в сторожке, и прихожане возвращались обратно домой. Его отец (Анисимов Иван) работал пилорамщиком в лесхозе, когда попадался хороший дуб, он доски отправлял в Уварово, в храм. Однажды на него донесли, его вызвали к начальству, но его даже не ругали, только сказали: ты же берешь понемножку.

Владимир Иванович помнит, как батюшка Амвросий освящал их дом.

 

Из воспоминаний Cимутенкова Владимира Петровича.

В конце 60-х годов Владимир Петрович помогал своему отцу Петру Леонтьевичу по изготовлению иконостаса. Всю резьбу на иконостасе выполнял его отец. Он ездил в Москву, заказывал иконы для иконостаса. Сам Владимир Петрович помогал стеклить окна, делал двери в летнем приделе, делал киоты для икон, а оформляли их его жена и монахини сестры Лазаревы.

После революции службы велись в зимнем приделе, летний придел использовался под хозяйственные нужды совхоза, а в годы войны там располагался госпиталь. И только с приходом батюшки Амвросия началось восстановление летнего придела в честь Спаса Нерукотворного Образа. Восстановление шло за счет средств, которые жертвовали на храм люди, приезжающие к батюшке. Затем Владимир Петрович, по просьбе         батюшки, организовал строительство домика для приезжающих.  Батюшка платил за работу, а в праздники и воскресенье давал деньги за день, но работать не разрешал.

 

Из воспоминаний Зайцевой Аллы Евгеньевны.

 

Она помнит, что к батюшке приезжало много людей.  Жили в сторожке, было место, где обедали, дальше, где останавливались на ночлег приезжающие, а дальше, за шторкой, жил батюшка. Матушка Иннокентия готовила.  Всех   всегда кормили очень вкусно, хотя пища была скудной, но приготовлена с молитвой. При храме был огородик, много цветов,

 

Из воспоминаний Антоненковой Лидии Тимофеевны.

 

Батюшка очень любил ходить в лес, рассказывал, когда соберётся за грибами, то обращался ко Господу: ко мне приедет много людей помоги, Господи, набрать грибов — и набирал полную корзину; другой раз скажет: приедет мало людей — и наберет немножко. Сам первое время готовил все с молитвой, и было очень вкусно.  Со временем стала готовить монахиня Иннокентия.

Муж Лидии Тимофеевны помогал батюшке восстанавливать придел Спаса Нерукотворного Образа. В 1972 году батюшка Амвросий их обвенчал. К батюшке приезжало много людей со своими проблемами, батюшка всех утешал, за всех молился, приезжали к батюшке и на отчитку.

Присылали батюшке посылки и денежные средства из разных мест, он, иног да и не знал от кого. Батюшка помогал нуждающимся, угощал прихожан и детей.

 

Из воспоминаний Запольской Галины Петровны.

 

Первый раз она пришла в храм совсем молодой. Стоит, всё рассматривает, руки в карманах брюк.  Вдруг заходит старичок, подходит к ней и обращается: Деточка, вынь руки из карманов, ты же в храме —  и пошел дальше. Она руки вытянула, но замечание ей не понравилось. Проходит время, началась служба, открываются Царские врата, и она видит этого старичка, но уже в облачении и в митре. Далее Галина Петровна    вспоминает, что внутри её что-то встрепенулось.

 

Из воспоминаний   Каныгиной Натальи Ивановны.

 

Когда у моей бабушки трагически утонул сын, она очень горевала, ни на что не реагировала, все лежала. На сороковой день к ним пришел батюшка Амвросий и сказал: «Хватит убиваться, приходи в церковь».  С того момента она стала ходить в церковь, молиться, затем к вере пришли ее дочь

и внучка.

 

 

 

Из воспоминаний Прудниченковой Александры Никифоровны.

 

Александра Никифоровна вспоминает, что ещё будучи юной девушкой являлась прихожанкой Уваровского храма.  В её памяти Архимандрит Амвросий остался добрым, заботливым батюшкой. Так она вспоминает о том, что однажды, когда они с мамой пришли на Всенощную перед Пасхой (а путь был не близким, погода дождливая), в храм вошёл батюшка Амвросий и попросил церковнослужителей помочь прихожанам обсушиться и отдохнуть. И только, когда все отдохнули, вошёл батюшка, благославил всех, и Богослужение началось.

Александра Никифоровна рассказала о том, что батюшка Амвросий оставлял Плащаницу в храме почти до самого Вознесения, говоря при этом о том, что в храм может войти путник, приезжий, прихожанин из дальнего села, и у каждого из них будет возможность приложиться к Святыне.

 

 

 

 

 

 

Из воспоминаний о Блаженной старице Платониде

 

Из воспоминаний Горшковой Александры Николаевны.

 

Горшкова Александра Николаевна вспоминает: когда они ходили в школу в Коробец, то обратно шли через Угрицу. Заходили к блаженной, она сидела у порога на полочке около печи, угощала их сухариками, говорила присказками. Ей она сказала: у тебя будет три голубя: 2 голубки и 1 голубок сначала будут с тобой, а потом разлетятся. Намного позже Александра Николаевна поняла, что старица говорила о её будущих детях: у нее две дочери и один сын, которые сейчас живут в Смоленске.

 

Из воспоминаний Валентина.

 

Монахиня Платонида рассказывала о Блаженной старице Платониде, что она была благочестивой жизни, усердной молитвенницей. Она жила у матушки, та за ней ухаживала. К ней приезжали люди из разных мест.

Иногда скажет: Прасковья, готовь, завтра к нам приедут столько — то человек из того или иного места, и правда приезжало именно столько человек. Прасковья решила, что примет постриг, если ей дадут в монашестве имя Платонида. Так и произошло. Точная дата смерти Блаженной неизвестна (где- то середина 50х годов 20 века).

 

Из воспоминаний Антоненковой Лидии Тимофеевны.

 

Ее муж (Петр Яковлевич) был верующим, он три раза был у блаженной, когда пришел первый раз, она очень обрадовалась и сказала: Петенька пришел, хотя они были незнакомы. Она уже болела и лежала за шторкой. А еще она ему сказала: жил в замке, вышел из замка и соблазнился. (о будущей его женитьбе).

И далее, Лидия Тимофеевна вспоминает: говорили, что блаженная горела и не сгорела, выкинули её, как головешку, а она оказалась живой.

 

Из воспоминаний Каныгиной Натальи Ивановны.

 

Наталье рассказывала бабушка, что ее мужа во время войны осудили и отправили в лагерь, где он умер. Она ничего не знала о нем и пошла к блаженной, которая ей сказала, что он придет, как ясно солнышко, и бабушка ждала.

Позже стало понятно, что старица Платонида имела в виду, что это произойдет во второе пришествие Христа, когда все мертвые оживут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминает Архимандрит Антоний настоятель Свято – Троицкого Болдинского монастыря о монашествующей семье Лазаревых.

 

Семья Лазаревых была верующей: отец погиб на войне, мать- схимонахиня Агния, сын-инок Евгений, сёстры монахини: Валентина, Евфросиния, Раиса, Антонина.

Архимандрит Антоний познакомился с иноком Евгением, когда тот служил протодияконом у владыки Феодосия, затем познакомился с его сёстрами-  монахинями Раисой, Антониной Валентиной, Евфросинией, часто у них бывал дома. Все они были пострижены в монашество тайно Архимандритом Амвросием. Никто не догадывался о том, что они монахи, но, когда умерла Валентина, она была облачена в монашескую одежду, и только тогда все узнали о их монашестве. Они были скромны, много молились, у них дома было много икон, служебные книги, по которым они совершали суточное моление. Хотя храма в Ельне ещё не было, но в Ельне шла молитва. Они работали на предприятиях г. Ельни.

У них останавливались Владыки: Гедеон, Феодосий, Кирилл, священник Виктор Никитский благочинный г. Сычевка.

Голос у Евфросинии был хриплый, когда Архимандрит Антоний спросил, что с голосом: она сказала, что отдала батюшке и рассказала, что когда были на службе, в Спас-Деменске у батюшки пропал голос, и она молилась, чтобы Господь забрал у неё   и отдал его батюшке. С того   времени у неё пропал голос.

Они очень много помогали батюшке Амвросию по восстановлению   храма. Первой умерла Валентина, за ней Раиса, потом Евгений. После смерти Евгения, сёстры Антонина и Евфросиния не знали, что делать с домом.  Антонина уже сильно болела, и вступать в наследство не хотела. Вдруг им обоим снится сон, что пришёл Евгений с чемоданом и сказал записать дом на того, кто к ним придет первым.  Они стали ждать. Один день — никого нет, другой — даже соседи не заходят. На третий день приехали батюшки Антоний и Иринарх. Сёстры, ничего не говоря, послали за нотариусом, лишь потом они всё рассказали батюшке Антонию и отписали дом Свято-Троицкому Болдину монастырю.

Отпевание инока Евгения, монахинь Валентины, Раисы, Антонины,

Евфросинии проводил Архимандрит Антоний. Семья Лазаревых покоится за алтарём храма в селе Уварово.

Из воспоминаний матушки Веры Синячкиной.

 

Лазаревы были добрыми, гостеприимными людьми, готовыми помочь и поделиться всем, что имели. Инок Евгений однажды сказал о сёстрах, Вере, что     сёстры день работают — вечером в лес по грибы, ягоды; ночь готовят еду, а наутро всё приготовленное раздают.

В доме Лазаревых бывали в гостях лица духовного звания. Монахиня Раиса рассказывала, что гостивший у них протоиерей Виктор Никитский однажды гулял по саду в то время, как мимо проходили работники из райисполкома и всё смотрели в   сторону батюшки. В те годы могли быть серьезные неприятности у людей, общавшихся со священнослужителями.   Через некоторое время при встрече один из работников райисполкома поинтересовался у Раисы, что за чудный ребёнок был у них в гостях. Раиса поняла, что Господь скрыл от их взора священника и показал ребенка.

Из воспоминаний Конайковой Любови Николаевны.

 

Любовь Николаевна работала с Раисой Ивановной в леспромхозе. Раиса Ивановна была главным бухгалтером и многому научила её. Раиса Ивановна была строгой и принципиальной, при финансовых проверках не было замечаний, сходилось всё копейка в копеечку. Ходила всегда в платочке, поэтому её звали «монашкой».  Когда ездили на посадку ёлочек, то во время обеда она отдавала еду женщинам, а сама уходила в лес. Любовь Николаевна на выходные ездила к матери в Теренино и на вокзале встречала Раису Ивановну. Однажды она спросила: куда та ездит, а Раиса Ивановна ответила, что ездит к своим. Только годы спустя стало понятно, что она ездила на Уварово в храм. Один раз в разговоре Раиса Ивановна сказала Любови Николаевне, что та придет к вере. Любови Николаевне часто снилась Раиса Ивановна после смерти, пока та не стала ходить в храм, но это произошло только через 10 лет.

О святом источнике в деревне Каменец

 

Из воспоминаний Татьяны Федоровны Смирновой.

 

В одну из ночей перед революцией, люди услышали грохот. Пошли, где гремело, и увидели, что бьют 12 ключей, из ключей вода стекалась в один поток, образуя речку, ее назвали Гремучка.  На дереве была явлена икона Божией Матери. На этом месте сейчас облагороженный святой источник и купель.